Подбор и сортировка подходящих кадров – это процесс выбора из огромного количества уже готового материала. В конечной версии того или иного продукта мы видим лишь малую часть видеоматериала, который был снят изначально. В процессе монтажа избавляются от кадров с дефектами, повторяющихся или похожих кадров. После того, как необходимые кадры отобраны, начинается определение порядка кадров.
Определение последовательности кадров можно по праву считать творческим процессом. Нужно всегда ставить себя на место зрителя, чтобы понимать, как конечный продукт будет восприниматься после того или иного варианта монтажа. В большинстве случаев кадры фильма или видеоролика склеивают в хронологическом порядке, но существуют редкие исключения, которые не всегда оказываются удачными просто потому, что зритель не понимает происходящего и теряется в сюжете.
Также в процессе съемки и монтажа рекламного или любого другого видеопродукта большую роль играет частота смены кадров. Быстрый темп смены кадров может надоесть зрителю, а слишком медленный темп тоже не будет вызывать восторга, поэтому настоящий специалист в сфере монтажа должен находить золотую середину, которая позволит удержать внимание зрителя на протяжении всего видеоролика.
Пример разных видов склейки кадров хорошо проиллюстрирован в кинематографе. На начальных этапах фильма мы можем увидеть обычный распорядок дня героя, который повторяется каждый день. После чего нас переносят сразу на несколько дней вперед, пропуская те действия героя, которые подразумеваются сами собой. Такой прием склейки кадров называется «кинематографическое время». Это помогает освободить лишние минуты в хронометраже, которые можно использовать на иллюстрирование других важных деталей сюжета.
После определения типа склейки кадров в видеоролике создается финальная последовательность кадров и монтаж. Конечный результат всегда отличается от раскадровки и режиссерского сценария. Дополнение и исключение кадров, изменение их метража и последовательности могут подсказать режиссеру новые решения поставленной задачи. Этот этап определяет общий ритм будущего видеоролика. Главную роль здесь играют редактор, звукооператор и режиссер.
Точки склейки являются спорным моментом в процессе монтажа. В зависимости от ситуации точка перехода от кадра к кадру может быть разной. Прямая склейка может находиться до начала движения, в момент движения или уже после движения. Выбор того или иного варианта зависит от идеи будущего видеоролика и от того на что нужно обратить внимание зрителя.